Карпаты в которых я ещё не был

Предисловие:

Ключевым в названии рассказа является местоимение «я». За предыдущие три поездки удалось объехать и увидеть достаточно много уголков Карпат, но в этой части Западной Украины я был впервые.

Как всё начиналось.

Последние три года у нас появилась традиция весной в начале мая ездить не в Крым – куда рвутся на майские праздники большинство сограждан, а практически в противоположную сторону – в Карпаты.
Все прошлые годы мы собирали друзей и ехали в Яремчу. Останавливались там на несколько дней и проводили замечательные дни в поездках по окрестностям, каждый раз заезжая всё дальше. Рассказы о прошлых поездках вы можете найти тут. В последний раз мы посетили Манявский Скит и великолепный Манявский водопад.
Ещё за несколько лет до этого мы проехали за 4 дня всю Западную Украину, начав с Косова и закончив путешествие под Ужгородом. Это была насыщенная интересная поездка, но очень непродолжительная. И тогда мы решили ездить в Карпаты более основательно.
Но после последнего раза неизведанного в Южной части Карпат осталось мало и кроме того у нас всё больше возникало желание побывать на Синивире. Поэтому решено было на следующий год сменить дислокацию и поехать в район Синивира, расположившись таким образом практически в «сердце» Карпат.

Планирование поездки.

Как обычно все свои путешествия мы ждём задолго до даты их начала. Предвкушая отличный отдых, зовущую вперёд дорогу, множество впечатлений и конечно же наслаждение от общения с друзьями, которых мы традиционно зовём с собой.
Так было и в этот раз. Поездку запланировали на начало мая, с 6 мая по 9 мая. Поскольку работа не отпускает надолго мы как правило выезжаем поздно вечером чтобы утром следующего дня уже быть на месте. Так было и в этот раз. Выезд был запланирован на середину ночи 5 мая.
Подготовка к поездке началась намного раньше. Уже в марте я начал планировать маршрут, расставлять  достопримечательности на нашем пути так чтобы мы могли увидеть их как можно больше.
Тогда же мы стали искать отель в котором можно было бы остановиться. Тут немного отступлю от рассказа, чтобы описать как мы ищем отели. К выбору всегда подходим достаточно основательно. Учитывая что мы выбираемся на отдых не так уж часто мы стараемся не отказывать себе в удовольствии остановиться в хорошем отеле. Конечно бюджет имеет значение, но не основное. Например если поездка на зарубежные курорты, мы сравниваем общее количество гостей с площадью отеля, смотрим на количество бассейнов, баров и многие другие параметры.
При поездках по Украине решающим является площадь номера, наличие бассейна, беседок или террас, ресторана или колыбы.
В этот раз поиски усложнились тем, что по мере приближения дат поездки увеличивалось количество друзей и нам приходилось отказываться то от одних то от других отелей. В них не находилось достаточного количества хороших и вместе с тем удовлетворяющих всех номеров.
География поисков расширялась. Расстояние от отеля до Синевирского озера всё увеличивалась.
В итоге был найден компромиcсный вариант, в районе Поляны.К нашему удивлению уже в конце марта на интересующие нас даты мест в обзваниваемых нами отелях практически не было.
Одним из решающих моментов в выборе отеля стало то, что в этом были места для всех нас, хоть он и был достаточно далеко от Синивира (около 80 км).
Итак в начале апреля отель был выбран, забронирован и оплачен.
Программа составляемая мной становилась всё более интересной и насыщенной.
Основными достопримечательностями которые я запланировал посетить были Синивирское озеро и Карпатский трамвай.
О Синивире я слышал с детства и мне это озеро всегда казалось загадочным и очень далёким. И в этом году оно обещало стать ближе и понятнее.
Про Карпатский трамвай я как-то услышал в новостях несколько лет назад. И уже тогда я рисовал в своих фантазиях – как, наверное, здорово ехать на старом паровозе по узкоколейной дороге через горы всё глубже и глубже внутрь спрятанной от посторонних взоров природе могучих Карпатских гор. Погрузившись в изучение карт я понял, что теперь поездку на Карпатском трамвайчике можно совместить с посещением Синивира.
Для большего интереса я наполнил программу посещением оленьей фермы, музея «Старое село», водопада «Шипот».
По просьбе моего товарища в программу так же попало посещение чанов с горячей сероводородной водой, ставшее в итоге одним из главных источников впечатления и вдохновления за время нашей поездки. А так же посещение охотничьего замка Шенборнов.

Карта достопримечательностей, которые мы посетим

Впереди Карпаты

Отъезд запланировали на 3 утра пятницы, 6 мая 2011 года.
Как это обычно бывает мы, являющиеся организаторами поездки, к месту встречи опоздали :)
С небольшим опозданием мы выехали из Киева, и фары четырёх машин разрезая предрассветное утро неслись по Житомирской трассе в сторону Карпат.
С несколькими остановками ближе к полудню мы уже были в Поляне. Было интересно наблюдать как меняется пейзаж за окном. Леса и луга равнинной части страны постепенно сменились пейзажами величественных гор, среди которых как игрушечные раскиданы небольшие деревушки. И всё это стало напоминать скорее Швейцарию или Австрию, чем нашу Родину.
В очередной раз мы восхитились многогранностью и неповторимостью мест в которые можно приехать вот так запросто, сев утром в машину и проехав всего полдня.
Обычно первый день приезда мы никогда ничем не занимаем. Мы его посвящаем отдыху, возможностью побыть вдали от работы и шумного города, общению с друзьями и употреблению вкусного алкоголя в больших количествах.
Сейчас же пришлось немного нарушить традиции. Ещё в апреле при планировании поездки, оказалось, что чаны с горячей минеральной водой, уже заняты на все дни, точнее вечера нашего пребывания в Карпатах. Свободным оказался только первый вечер – вечер пятницы 6 мая. Ещё в Киеве я забронировал и оплатил 1,5 часа этого удовольствия.
И вот вскоре после приезда в отель, расселения и непродолжительного отдыха, мы отправились в Лумшоры.

Поляна. Отель Файна Поляна

Наш отель

Именно там и находятся чаны с горячей сероводородной водой.
Тут пригодилось компромиссное расположение отеля. Хоть он и далеко от вожделенного Синевира, но достаточно близко от Лумшор.
Правда дорога туда нам показалось бесконечной. После отличной трассы Киев-Чоп, которая привела нас в Поляну, тут дороги практически не было. Как оказалось позже, в последующие дни нашей поездки, её не было нигде кроме трассы в сторону Чопа.
Складывалось впечатление, что много маленьких кротиков создали небольшую армию по уничтожению асфальтового полотна в Карпатах и методично выгрызли дыры так что объехать их невозможно.
50 километров до Лумшор тянулись бесконечно, но они того стоили.
Немного о там что же это такое.
Свойства горячей минеральной воды в Карпатах поняли давно. Прямо из горной реки Турица, где вода богата сероводородом, набирают в огромный чан, стоящий над костром, воду, на дно кладут камни и нагревают чан на огне до температуры 25-30 градусов. При этом человек погружается прямо в чан, стоящий на огне.
Эту процедуру впервые проделали ещё в 17 веке, правда тогда были не чаны, а деревянные корыта, в которые клались горячие камни. Позже неподалёку был построен завод где были отлиты специально ля этого два огромных чана, один из которых и используется до сих пор.
Впечатления действительно непередаваемы. После долгой дороги, усталось как рукой снимает. Это сочетание сауны со СПА процедурами. Когда прямо под чаном горит огонь и ты погружаешься в горячую минеральную воду и потом окунаешься в воду холодной горной реки, которая течёт тут же.

Как заказать: позвонить по телефону 03124-54-42-19, связаться с администратором, забронировать и оплатить путём перевода денег на банковскую карточку.
Стоимость: 300 грн в час – маленький чан (4-5 чел) , 400 гр в час – большой чан (10 чел)

Лумшоры. Чаны с горячей минеральной водой

Сервис доходит даже до того, что можно заказать блюда из колыбы, расположенной тут же рядом, прямо к чану, чем мы конечно же и воспользовались.

При этом холодное пиво, выпитое сидя в чане с горячей водой, оказалось вдвойне вкуснее

Лумшоры

Река Турица, протекающая в урочище Лумшоры

Лесная сказка Лумшор

Затем расслабленные, после таких необычных СПА процедур мы поехали не торопясь, щадя подвеску машин, в отель.
Нас окружали красивые виды Карпат.

Карпаты

После возвращения в отель мы наконец-то провели вечер посвящённый общению с друзьями, с многими из которых мы так редко видимся и очень скучаем.

День 2

Карта маршрута второго дня

Это был день посвящённый Карпатскому трамвайчику. Отправляется трамвайчик, который собственно представляет из себя дизель паровоз с несколькими вагончиками из посёлка Выгода, который расположен в Прикарпатье, на расстоянии около 130 км от нашего отеля. Начало экскурсии было запланировано на 10:00 утра и нам следовало поторопиться, чтобы не опоздать, поскольку ждать нас никто не должен был.
130 км пути оказались такими же разбитыми и ухабистыми как и накануне в Лумшоры. Нам пришлось ехать достаточно быстро и дорога не вызвала никаких положительных эмоций. В дополнение к этому погода изменила нам с другими сезонами года. Мелкий моросящий дождь сменялся порывами снега. Мы попали в сказку, напоминающую «12 месяцев». Когда с одной стороны холма были зелёный лес, а с другой он уже был весь покрыт снегом.
К сожалению, необходимость торопиться, не дала возможности, сфотографировать смену сезонов, а по дороге обратно уже всё растаяло.

День оказался скомканным и невесёлым. Начало поездки на трамвайчика прошло под дождём в холоде и сырости. Дорога расстроила своей малопроходимостью. Хотя возвращались мы уже при сносной погоде, но все же больше хотелось в отель, к бокальчику виски и вкусной еде.

Карпатский трамвай

Всё путешествие на трамвайчике занимает несколько часов. Он отправляется из посёлка Выгода и не торопясь чапает в глубь гор делая по пути несколько остановок. При хорошей погоде, это бы конечно вызвало другие эмоции, но мы забились в угол вагончика и с нетерпением ждали окончания поездки.

Как я уже описывал, трамвайчик представляет из себя небольшой состав, состоящий из одного дизель-паровозика и трёх вагончиков, одни из которых закрытый и два открытых «кабриолета».

В тёплые солнечные дни все распределяются в открытых вагончиках, в этот же день все сбились в один небольшой вагончик.

По дороге экскурсовод рассказывает об истории строительства узколеек в Карпатах, истории Карпат и жизни местных жителей.
Узкоколейки были проложены далеко в горы, где валили лес и сначала сплавляли по реке, а затем использовали такие железные дороги. чтобы доставлять срубленный лес на равнину.

Состав неспешно углубляется вдоль реки Мизунка и делает конечную остановку у Мизунских водопадов. Расстояние в одну сторону достаточно не большое, всего около 10-15 км. Есть ещё и более длительный маршрут, дальше в горы, но его необходимо заказывать индивидуально для больших групп.

Мизунские водопады

Старая узкоколейка

Затем паровозик идёт обратно, по пути остановившись в нескольких живописных местах.
Почему-то одним из таких мест был выбран двор местной жительницы, представленный, как частная усадьба-колыба. На деле же это действительно оказалось обычное сельское подворье, с развешенными на верёвках портками и носками, сараями и хоз двором, посреди которого стоял небольшой столик с бутербродами. В общем конечно выглядело колоритно, но желание перекусить не возникало.
Остальные места были действительно живописны и удивительно нетронуты

Мы едем, едем, едем.. на Карпатском трамвае

С нетерпением дождавшись возвращения обратно на станцию Выгода, мы переместились в машины, сочувственно посмотрев на участников следующего «заезда» на трамвайчике.
В этот день кроме колыбы и виски больше уже ничего не хотелось.
Промокшие и продрогшие мы вернулись отель и немного посидев в колыбе, переместились в номер где вечер прошёл весело долго и судя по утреннему состоянию, удачно.
Тут немного расскажу про колыбу. Что же такое на самом деле колыба. Их начали строить в Карпатах ещё пастухи, чтобы укрываться от непогоды. Изначально это был небольшой деревянный дом-сруб, круглый или квадратный в основе с камином посередине и дымоходом в центре крыши. Со временем это название прижилось для ресторанов, где в центра здания по прежнему располагался камин, над которым дымоход уходил в крушу, на нём же и готовились мангальные блюда. Сейчас настоящую колыбу с камином в центре зала встретишь не часто, а сам камин для приготовления блюд не используется практически вообще. Нам же повезло. На территории отеля, находилась как раз настоящая колыба, с каменным каминов в центре и столами расположенными вокруг камина у стены. При этом меню было настолько разнообразно и насыщенно блюдами закарпатской и венгерской кухни, что все дни, каждый раз приходя туда, мы заказывали всё новые и новые варианты. При этом всё было по-настоящему вкусно и очень недорого.

День 3

Маршрут третьего дня

Это был самый насыщенный просмотром достопримечательностей, день. Именно в этот день нам предстояло увидеть водопад Шипот, заехать в гости к «лесному оку» Синивиру, поздороваться с оленями на оленьей ферме и по дороге в полглазика взглянуть на музей «Старое село».

Но обо всё по порядку.
Можно было не торопиться как накануне, мы в этот раз никуда не опаздывали, погода сменила гнев на милость и баловала нас выглянувшим из-за гор солнышком, которое прогревало «полонину» всё сильнее. День обещал быть интересным и запоминающимся.
Первым на пути к Синивирскому озеру нас ждал водопад Шипот. Он расположен в посёлке Пилипец, Межгорского района. В посёлке надо свернуть с дороги в сторону ( в нашем случае по маршруту Поляна – Синивир, повернуть нужно было направо) и проехать ещё около 5 км по асфальтированной дороге, до конца асфальта. Затем можно либо оставить машину и пройтись пешком ещё около 1 км либо проехать это расстояние на машине. Мы решили пройтись.
Сам водопад представляет собой ручей, сбегающий каскадом по скальным уступам с высоты около 14 метров.

Водопад Шипот

Водопад Шипот (Шепіт)

Название водопада, ка не трудно догадаться происходит от украинского слова шепіт. Как и большинство водопадов он действительно издаёт звук схожих с шепотом, но из всех водопадов, так назвали именно этот. Кроме самого водопада, в урочище расположен парк-заповедник, с ухоженной территорией, множеством лавочек, столиков возле которых приятно расположиться и задуматься о спокойном течении жизни вокруг, своём значении и необходимости в этом мире.
Видимо поэтому именно тут проходит фолк-хиппи фестиваль субкультур, на котором можно встретить растаманов, хиппи и других позитивных людей из многих стран Европы.
Кроме него у подножия водопада так же традиционно отмечается праздник Ивана Купала в период с 7 по 10 июля.

"Спутники" Шипота

«Спутники» Шипота

Где-то в лесу дремучем...

Где-то в лесу дремучем…

Рядом с водопадом находится подъёмник на гору Гымба длиной 1500 м. Он работает и не в лыжный сезон, но мы решили сэкономить время и не стали подниматься на нём.

Следующая остановка – долгожданный Синивир, из-за которого всё и началось. Вернувшись на основную дорогу, нам предстояло проехать ещё около 50 км до посёлка Синивир и затем ещё около 10 до Синивирской поляны, где и расположено озеро.

По аналогии с водопадом Шипот, озеро окружает заповедник, и чтобы добраться до озера, можно либо пройтись пешком около 2 км вверх по склону холма, либо заплатить чуть больше и проехать на машине прямо к озеру. Мы выбрали второй вариант, проехали через шлагбаум заплатив по 4 грн с человека + 10 грн за машину и стали медленно ползти сквозь поток туристов вверх по склону холма.  Мне показалось, что выбор в пользу машины был сделан правильно.
Оставив машину на небольшой парковочке практически у озера можно выйти на смотровую площадку, нависающую над озером.

Синивирское око

Озеро действительно величественно и красиво. По пешеходной тропинке его,  при желании можно обойти вокруг. Кроме того существует маршрут, рассчитанный на несколько часов пешей прогулки, во время которой можно подняться вверх по горе и обернувшись увидеть озеро как на ладони, и тогда действительно станет понятно почему его называют «оком». При взгляде с высоты озеро действительно напоминает человеческий глаз.

Но как можно догадаться по нашему желанию подъехать на машине к самому озеру, ни по тропинке вокруг озера, ни там более на гору мы подниматься не стали, а довольствовались созерцанием озера с берега.

Следующим пунктом путешествия был посёлок Колочава, в котором расположено несколько музеев, из которых более всего нас интересовал музей «Старое село».
Но совпало так, что мы прибыли в село как раз к празднованию дня села, и многолюдное гулянье заполнило центр посёлка. Посещение музеев пришлось отменить, зато мы увидели Святодуховскую церковь, расположенную практически на въезде в село в стороне от массовых гуляний и представляющую собой образец деревянного зодчества Карпатского края, чудом выжившую после опустошающего периода советской власти, тем более учитывая, что она была построена ещё в 1795 году.

Святодуховская церковь. Колочава

Церковь действующая и поныне, но в момент нашего приезда была закрыта. Действительно очень красива, особенно в лучах, уже практически вечернего, солнца.

После небольшой остановки у церкви, мы продолжили путь дальше к следующей аттракции – оленьей ферме. Почему-то я ждал её с особым, скорее детским, нетерпением.
Но по дороге неожиданно из-за поворотам нашим взорам открылось ещё одно огромное сказочное озеро.
Но его история и действительность, оказалась намного прозаичнее.

Требля-Рикское водохранилище. Фото взято с сайта Panoramio.com

Озеро оказалось рукотворным. Это не что иное как водохранилище, созданное вскоре после насильного присоединения Закарпатья к СССР. Тогда одной из основных проблем было снабжение региона електричеством.  В 1954 году было решено  построить плотину на реке Рика и для увеличения мощности вновь созданной ГЭС в неё перенаправили реку Требля, после чего ГЭС стала называться Требля-Рикская. Бараки, в которых размещались строители ГЭС затем отдали под психиатрическую лечебницу, которая работает и сейчас. Эти полуразрушенные, обветшалые здания-барки на берегу озера  представляют собой достаточно мрачное зрелище.
Озеро-водохранилище размером около 9-ти км длиной и около 1 км шириной заканчивается 40 метровой плотиной, представлющая собой внушительное зрелище. Огромная бетонная стена напоминающая многие голливудские фильмы.

Требля-Рикская ГЭС

Дорога вдоль водохранилища периодически переходит от состояния ужасной, до практически полного её отсутствия. Затем на пути к оленьей ферме, через небольшой перевал дорога и вовсе становится комфортной пожалуй только для внедорожников.
Для моей бедненькой БМВ поездка в Карпаты запомнилась рихтовкой всех 4-х дисков и заменой подвески.
К оленьей ферме мы подъехали уже на закате.
Ещё планируя маршрут я вычитал, что если приехать туда после большого наплыва туристов – олени уходят вглубь и их рассмотреть трудно. Почему-то я был уверен что мы приедем к полным готовности к встрече и бодрым оленям. Но я оказался не прав. За период непродолжительных майских праздников сюда стекается такое количество  туристов, которое не приезжает затем на протяжении всего года. И олени будучи застенчивыми и скромными по природе, от такого количества взглядов и протянутых с желанием покормить рук устают и уходят подальше от забора.
Как нам рассказал смотритель фермы, в остальные дни олени с радостью подбегают прямо к ограде и их без труда можно покормить или даже погладить. Нам же пришлось протопать вглубь территории, ближе к началу леса, и там замереть. Хоть до оленей и оставалось достаточно большое расстояние, их напряжённо повёрнутые в нашу сторону головы и испуганные взгляды дали понять, что ближе подходить нет смысла. Нервы у зверят были напряжены до придела, и они в тот момент, видимо, уже были готовы попросить убежища в сопредельных государствах.

Оленья ферма, Липча

Немного об истории фермы.  Её возродили из существовавшего тут ранее ещё при СССР совхоза, куда были завезены пятнистые олени из России в 80-хх годах прошлого века. Поскольку по мнению учёных только Украина и Румыния обладают такими природными условиями, позволяющие выращивать этих красивых, грациозных животных. Сейчас поголовье оленей насчитывает уже более сотни особей. И кроме возрождения популяции, целью их выращивания является добыча лекарственных препаратов таких как Пантокрин и Пантовегин.

Ну а природа стала медленно укутываться закатом и нам пора было ехать домой. В этот день было запланировано посещение ещё одного очень красивого места – Охотничьего Замка Шенборнов, но видимо в эту поездку его посетить так и не удастся. Пора возвращаться в отель, а завтра нас ждёт дорога домой – в Киев. Как не грустно возвращаться из путешествий домой, это приходится делать каждый раз.

Карпаты. Вечер

Сегодня предстоит ещё один последний вечер в компании друзей, в карпатском отеле, ещё одни неспешные беседы, общение.

Липчанский монастырь

День 4.

Решили позавтракать в отеле и ехать домой. Тут наша компания разделилась. Часть уехала завтракать в ресторан «Шале», стоящий у трассы неподалёку от Поляны, мы же не хотели терять много времени, так как впереди ещё 800 км пути. Ещё одна часть нашей компании решила поехать в Мукачевский замок и потом в Охотничий замок Шенборнов, в который мы так и не попали накануне.
В итоге был найден компромиссный вариант. Мы едем все смотреть Охотничий замок Шенборнов, который находится совсем рядом с Поляной, где расположен наш отель и оттуда возвращаемся в Киев.
Действительно потраченное перед дорогой время стоило этого. Замок Шенборнов, построенный в австрийском стиле находится в посёлке Карпаты, на территории санатория «Карпаты». История замка начинается в XIX веке, когда граф Шенборн, который был в то время главой Мукачевского округа, часто приезжал в эти края со своими друзьями поохотится. Первоначально на месте замка появилось небольшое деревянное шале-охотничий домик. И затем в конце XIX века на его месте немецкие мастера возводят каменный шедевр. Каждая деталь замка не просто велликолепно украшает внешний вид замка, но и несёт свою функциональную и смысловую нагрузку. Кроме того в планировке замка спрятана своя смысловая символика. Так количество окон соответствует количеству дней в году – 365, количество дымоходов – количеству недель 52, количество входов и выходов – количеству месяцев 12.
Замок пережил различные периоды политического устройства и территориальной принадлежности Закарпатья. И Австро-Венгрию и Чехословакию, и независимую Карпатскую Украину и нашествие немцев во время второй мировой войны и советский период.
К счастью, ему повезло сохранится в, практически неизменном снаружи, виде. По указу Хрущёва тут открыли первый на то время климатологический санаторий, а замок всегда был доступен для посетителей. К сожалению от аутентичного внутреннего убранства практически ничего не осталось. Есть небольшой каминный зал, где сохранились элементы интерьера, камин, люстра, деревянная лестница.
Вокруг замка разбит великолепный тенистый парк с прудом, который когда-то напоминал карту Австро-Венгрии, в её тогдашних границах, а сейчас он больше схож с символичной формой сердца.
В глубине парка бьёт источник с чистейшей и очень вкусной водой, в пруду плавают лебеди, под вековыми деревьями заботливо расставлены фигуры различных зверей (медведицы с медвежатами, оленя).
В целом замок и парк создают ощущение обособленного собственного мира, где зелёный ковёр утопает в тени деревьев и всё это соседствет с роскошной романтической архитектурой неповторимого замка.

Охотничий замок графа Шенборна

На этом наша поездка в Карпаты в 2011 году заканчивалась. На пора было  возвращаться домой. Ещё одна фотография здания на железнодорожной платформе возле санатория «Карпаты», которое недавно отреставрировали и оно органично дополняет европейский пейзаж

Карпаты

Карпаты. Где Запад соединяется с Востоком

Ещё всего дну фотографию я хотел сделать, для чего мы сделали небольшую остановку в пути на окраине г Сколе, Львовской области. Тут расположен дворец баронов Грёдлей.

Дворец баронов Грёдлей

Дворец баронов Грёдлей, Сколе

Ему повезло намного меньше, чем Охотничьему замку. Сейчас там находится школа-интернат, внешне задание слегка приукрашено, но тем не менее заметно что время не пощадило его и замок требует ремонта. Последними владельцами дворца были предприниматель Гредли, которые внесли существенный вклад в развитие г Сколе и всего края, хотя сам дворец был построен Кинскими – так же предпринимателями родом из Чехии. Однако нынешний вид ему предали бароны Гредли.

Через несколько сот километров нас ждал Киев.

P.S.
Спасибо нашим любимым друзьям, благодаря которым эта поездка стала интересной, весёлой и наполнилась общением.